Как звучит астрология. Гармония
сфер
Гармония сфер - античное учение о музыкальном звучании
планет септенера (семерке видимых невооруженным глазом планет)
и планетных "сфер" (хотя следует отметить, что
астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон говорит о "кругах",
Аристотель - просто о звучании "светил") в рамках
геоцентрических представлений; шире - о музыкально-математическом
устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической
традиции.
В латинских, в том числе средневековых текстах употребляется
также термин "harmonia (musica) coeli (mundi)"
- "гармония (музыка) неба (мира)".
Учение о числовых соотношениях между планетами и связующей
их тонической системе возникло на Древнем Востоке. Подобные
концепции засвидетельствованы для "халдейской"
традиции (Плутарх), египетской (Диодор Сицилийский) и, особенно,
китайской (например, соответствие пяти нот китайской гаммы
принципу 5 элементов - у син).
В древнегреческую философию учение о гармонии сфер было
введено Пифагором. В изложении Аристотеля "скорости
светил, соответствующие их расстояниям (от Земли), имеют
соотношения созвучных интервалов", и поэтому "из
кругового движения светил возникает гармоническое звучание",
т.е. звукоряд в одну октаву. Согласно Александру Афродисийскому,
высота тона пропорциональна скорости светила; по Цицерону,
самый высокий тон астральной гаммы принадлежит сфере неподвижных
звёзд, самый низкий - Луне. Адаптация идеи о гармонии сфер
в эсхатологическом мифе об Эре в 10-й книге "Государства"
Платона предопределила долгую жизнь этой идеи и её необычайный
успех на исходе античности и в средние века.
Согласно гипотезе Д.Бернета - В.Кранца, в древнейшем варианте
(у самого Пифагора) речь шла только о трёх сферах - звёзд
(включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя
интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2),
тем самым вся музыкально-математическая сущность космоса
сполна выражалась тетрактидой.
В учении Пифагора гармония сфер имела глубокий этический,
эстетический и эсхатологический смысл, поскольку душа тоже
мыслилась как "гармония", изоморфная гармонии
космоса, земная лира была точным "отображением"
небесной, игра на ней - приобщением к гармонии Вселенной
и приготовлением к возвращению на астральную прародину (см.
Макрокосм и микрокосм); музыка производила в душе катарсис
и являлась медициной духа. Согласно пифагорейскому преданию,
непосредственно слышать музыку сфер мог только Пифагор,
остальные не различают её "за неимением контрастирующей
с ней тишины". Под теологическую концепцию гармонии
сфер впоследствии был подведён фундамент физико-акустических
теорий.
Идея гармонии сфер входила в более широкий круг концепций
"космической музыки", не обязательно связанной
с астрономией. Гармония сфер влияет не только на ступени
звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные
формы. От гармонии сфер в собственном смысле следует отличать
корреляцию четырёх тонов тетрахорда (четырёхструнной лиры)
и четырёх элементов или "пифагорейскую" теорию
музыки времён года: весна образует кварту по отношению к
осени, квинту по отношению к зиме, октаву по отношению к
лету, и т.д.
Благодаря оживлению идеи гармонии сфер в неопифагореизме
и неоплатонизме и, главным образом, через посредство Августина,
Макробия и Боэция, пифагорейско-платоновское космологическое
понимание музыки подчинило себе всю средневековую и западноевропейскую
музыкальную эстетику. Параллельно - благодаря включению
гармонии сфер в систему Птолемея - идея музыки сферы продолжала
жить в астрономии и астрологической традиции вплоть до Нового
времени.
И.Кеплер пытался обосновать гармонию сфер научно, исследуя
соотношение угловых скоростей планет ("Harmonices Mundi"
- "Учение о гармонии мира", 1619 г.), тогда как
поэты - Шекспир ("Венецианский купец"), Гёте ("Фауст")
и романтики - стремились дать новую жизнь древнему учению.